Четверг
23.11.2017
03:48

Приветствую Вас Гость
RSS
ГлавнаяРегистрацияВход
Категории каталога
Как летать [18]
В даном разделе описывается взгляд ведущих парапланеристов на выполнение тех или иных действий.
Документация [7]
В этой категории находятся материалы для руководителей клубов.
Места полетов [5]
В этой категории находятся места полетов Хмельницкого клуба.
Путешествия [2]
Отчеты о полетах и выездах [3]
Здесь можно прочитать статьи о наших выездах и полетах.
Форма входа
Логин:
Пароль:
Наш опрос
Оценка сайта
Всего ответов: 405
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Главная » Статьи » Как летать

Выбор цикла или когда стартовать

Выбор цикла или когда стартовать

Высокий полет начинается на старте, поэтому не нужно объяснять, насколько важно выбрать верный момент, когда покинуть склон. Давайте посмотрим, чем нужно руководствоваться, чтобы в результате правильно принять это важное решение.

Первым делом возьмите в привычку наблюдать за ветроуказателем, начиная с того момента, как вы прибыли на склон и в течение всей подготовки к полету. Зачастую даже этого достаточно, чтобы составить себе впечатление о погоде. То ли это чистый динамик, то ли усиленный прохождением пузырей, их частотность, их величина, продолжительность и т. д.

Если другие купола уже без проблем держатся над стартом, тогда вопрос о выборе "часа Х" вообще не встает - вы быстро раскидываете купол, спеша к ним присоединиться. И напротив, если термическая активность только начинается или нерегулярна, как, например, после долгого прохождения облаков, и редкие птицы что-то обрабатывают, время, от времени взмахивая крыльями, законно усомниться, потому что среди птиц весьма редко встречаются плохие пилоты. В этом случае, если на старте присутствуют и другие пилоты, самый простой способ узнать, есть ли у склона помпа и будет ли она держать - это не стартовать первым. Несколько подловатый подход, скажете вы? Отнюдь нет: тактика - ни больше, ни меньше! И к тому же форма учебы. Вообще-то, первым стартует тот, у кого нет времени ждать, или которому все равно, будет его держать или нет, или тот, кто считает: раз вчера в это время держало, так куда ж оно сегодня денется. Или, наконец, тот, кто вычислил, что все косвенные признаки указывают на то, что восходящие потоки есть. Вот это последнее и называется автономией. И приобретается эта автономия не стартуя, сломя голову, а работая головой, переваривая в ней не только свой опыт, но и теорию, и опыт других пилотов. То есть цель выжидания состоит не только в том, чтобы использовать других, как собравшаяся в путешествие блоха в ожидании попутной собаки, а в том, чтобы осмотреть, правильно ли вы оценили условия, пока вы еще не уверены в верности своих суждений. Однако, и привыкать к этому не стоит: заставьте себя время от времени стартовать первым, чтобы научиться самому оценивать условия, учитывая время дня, облака, птиц, метеопрогноз и т. д. Знайте, что даже опытный пилот может провалиться вниз, потому что в аэрологии никогда и ни в чем нельзя быть уверенным на 100%. Даже местный термик может не появиться, несмотря на многообещающий прогноз. В любом случае, провалиться в результате самостоятельно принятого решения гораздо полезней и почетней, чем каждый раз цепляться кому-нибудь за хвост. Не менее важно выбрать тот конкретный момент, когда вы начнете поднимать купол. Начинать думать о безопасности нужно еще на склоне, так как ясно, что это самое важное. Даже, если нужно, как вы в дальнейшем увидите, добровольно пропустить прохождение термика.

И, наконец, удачно выбрав момент для старта, мы летим! И какой бы ни был у нас купол, мы все равно летим вниз, теряя от 60 до 90 м в минуту. Мы знаем, что если не встретим по дороге спасительную помпу, наш потенциальный двухчасовой полет превратится в простой баллистический. Особенно при небольшом перепаде высот. Чтобы как можно лучше подготовиться к этому последнему этапу подготовки перед полетом, самые важные аэрологические индикаторы находятся прямо перед вами. Да да! На сегодняшний день пока не придумали ничего проще и эффективнее, чем обычный колдун - ветроуказатель. Еще лучше, когда он снабжен ленточками, которые еще чувствительнее ко всем изменениям, включая легкие порывчики в спину, например. А наблюдение над куполами, пытающимися набрать высоту, либо удержаться над стартом, тоже хорошо помогают. Кстати сказать, очень полезно установить и второй колдун - позади зоны старта. Это иногда очень помогает увидеть на старте ротор, либо порывы в спину или поперек склона, вызванные пузырями, сформированными позади зоны старта.

Давайте рассмотрим различные ситуации, начиная с самых классических:

Бриз уже достаточно окреп, чтобы поддерживать, как минимум на высоте старта, что позволяет пилоту ожидать пузырь, находясь в воздухе. Колдун хорошо наполнен и слегка покачивается при прохождении термика. В этом случае стартуют, когда поток - равномерный. И действительно: нужно быть идиотом, чтобы усложнять себе жизнь, стартуя в самый разгар прохождения пузыря, когда над склоном и так гарантировано держит.

В следующих примерах рассмотрим ситуацию в безветрие, либо при слабом ветре в склон. Если дежурного термика не существует, становится вдвойне интересно наблюдать за колдуном и ленточками, чтобы приблизительно определить частоту прохождения термиков. Именно это называется цикличностью, циклом, т. е. временем, необходимым для формирования нового пузыря, отрыва его от земли и прохождения через старт. Существуют склоны, на которых, при постоянном освещенности, по времени прохождения термиков хоть часы сверяй! Чтобы это понять, достаточно не попасть в цикл, сесть внизу, и наблюдать, как другой аппарат, стартовавший на две минуты позже, обрабатывает стабильные +3 м/с. Особенно остро эта проблема стоит в соревнованиях, где спортсмен отчаянно боится провалиться вниз на первых же минутах полета. В первом примере ветер, сильно дующий в лицо, (а иногда, на крутом склоне, и почти вертикально) указывает прохождение термика перед стартом, который чисто опирается на рельеф. Колдун стоит вертикально. Если термики проходят достаточно часто, а перепад высот довольно значительный, то, руководствуясь скорее соображениями безопасности, нежели техники, предпочтительно стартовать сразу по окончании цикла, чтобы спокойно оказаться в воздухе, отойти от склона и подождать следующего цикла. Для этого, опять таки, необходимо заранее понаблюдать и составить впечатление о цикличности термиков. Если же термики проходят редко, или малый перепад высот не позволяет их игнорировать, или и то и другое, тогда лучше стартовать, завидя самые первые признаки надвигающегося термика. При этом нужно отдавать себе отчет в том, что вы входите в столб восходящего воздуха в самый момент вашего старта. Начинающим - возбраняется! Поскольку, если на высоте вход в термик, как правило, проходит без проблем при наличии некоторого опыта, то на старте все гораздо сложнее из-за близости рельефа. Купол при этом может сильно закинуть назад. Если вы, не дай Бог, затянете при этом клеванты, вас ожидает либо сдув назад, либо просто задний свал. Нужно, во что б это ни стало, эффективно управлять куполом, чтобы избежать любой раскачки и изменения траектории, исходя из вашей высоты над склоном. Я повторяю: это - сложные условия, годящиеся только для опытных пилотов. Во втором случае ветроуказатель показывает безветрие, слабый ветер, или вообще ветер в спину на перегибе склона, а то и на всей стартовой площадке. Это как раз тот случай, когда термик поднимается почти вертикально над своей зоной отрыва, не испытывая ни малейшего желания облокотиться на склон, даже если он совсем рядом, а вы ждете аж целых десять минут. Как следствие, зона нисходящих потоков, окружающих термик, вызывает всасывание окружающего воздуха с силой, соответствующей размеру этого термика. Вот отчего у разложенного на склоне купола иногда заворачивается морда, хотя за 10 сек. до того ветра не было, или ветер был встречный. Когда же стартовать в этих условиях? Исходя из того, что наша цель - зацепиться за термик, можно стартовать в фазу затишья, если перепад высот у горки значительный, зная, что у вас будет время зацепиться во время следующего цикла. Другое решение состоит в том, чтобы быть готовым стартовать, держа в руках свободные концы, достаточно, долго понаблюдав за ветроуказателем, чтобы увидеть те признаки, после которых начинает потягивать ветер в спину: ленточки, листва деревьев и т. п. И стартовать в цикл, последующий за этими первыми знаками. Эта игра стоит свеч: если вы уяснили себе цикличность термиков, а стартовая площадка позволяет прервать взлет при появлении малейших сомнений. Внимание: не стоит пытаться стартовать в ту фазу, когда ветер потягивает в спину, даже если он очень слабый: хотя бы потому, что за перегибом склона купол может сильно клюнуть вперед. А еще потому, что вход в термик может быть еще более резким, из-за большего угла между траекторией восходящего потока и траекторией вашего купола. В этот момент нужно очень хорошо уяснить: высоты относительно земли отнюдь не достаточно, чтобы стартовать в безопасности. Такой термик, стоящий перед рельефом, может даже перекрыть встречный ветер, который уже давно установился на склоне, установив обманчивый "затишок". Тут могут быть 2 варианта: либо нисходняк достаточно далеко (и в этом случае можно поднимать купол, стартовать при слабом ветре, но в большей безопасности, нежели в предыдущем случае) пересечь нисходняк, уже достаточно отойдя от склона, чтобы наконец войти в термик. А может быть, нисходняк совсем рядом, но не вычисляется из пределов стартовой площадки (колдун в этом случае неподвижен). Тогда пилот стартует в безветрие, без всяких проблем, но тут же встречает резкий сдвиг ветра, попадая в нисходящую зону. И если в этот момент он не был предельно собран, то может получить хорррошенькое складывание. Прямо над склоном. Ситуация тем более коварна, потому что на старте условия казались такими спокойными ... Поэтому, в случае малейших сомнений, спокойно подождите, пока аэрология станет более ясной. Да да! Как и банкноты, и паспорта, термические циклы тоже могут быть фальшивыми. Так говорят о прохождении более мелкого термика. Ленточки привычно зашевелились, пилот стартует, поднимается на 10, даже на 50 м, а затем ... возвращается на круги своя. А то и вовсе проваливается низ, если динамик у склона не позволяет спокойно парить, ожидая следующего термика. Естественно, больше всех стартовать не в тот цикл боятся спортсмены, которые даже различают начало, середину и конец цикла, в зависимости от продолжительности прохождения восходящего потока. Именно поэтому некоторые пилоты прежде, чем стартовать, ждут, пока ленточки надежно установятся, тогда как другие срываются с места при первом их колыхании. Кто-то рискует всем, кому-то нужны гарантии. На соревнованиях, перед маршрутным полетом, а то и просто выбравшись на горку на пару часов, перспектива плюхнуться вниз зависти не вызывает. В этом случае лучше получить максимальные гарантии, подождав 5 -10 секунд для подтверждения своих ощущений, прекрасно сознавая при этом, что ожидание выльется в потерянные метры высоты.

Плохой старт.
Поскольку вы уже битых два часа хронометрируете прохождение термиков, вы теперь совершенно уверены, что вам удастся стартовать в хороший цикл. Тогда, прежде чем стартовать, стоит бросить взгляд на небо. Особенно, если оно усеяно приличного размера кумулусами, и если на их высоте есть метеоветер. Поскольку, если такое облако закроет солнце сразу после вашего старта, конвекция может замедлиться очень быстро. А с ней и ваша скорость подъема, которая и вовсе может превратиться в скорость снижения. И напротив: после продолжительной затененности не стартуйте с первыми лучами солнца, а терпеливо подождите, пока конвекция полностью установится. Как ты выбираешь момент старта в термичку? Я задавал этот вопрос многим пилотам, и один ответил мне так: Когда я полностью собрался. Хотя хорошее психологическое состояние само по себе и не гарантирует нахождение термика +4 м/с, мне очень понравился этот ответ. К тому же, медики проводили измерение пульса среди пилотов как среднего, так и высокого уровня. Оказалось, что и у парашютистов, и у дельта-, и у парапланеристов самый высокий пульс наблюдался прямо перед прыжком или, в нашем случае, стартом. А не в какой-либо из последующих фаз. Это показывает, что эмоциональное напряжение достигает кульминации именно в этот момент. Мораль: не нужно лишнего стресса. Горя нетерпением поскорее взлететь, можно примчаться на старт, вырвать аппарат из рюкзака, быстро разложить крыло, накинуть подвеску, затем: у-с-п-о-к-о-и-т-ь-с-я! Чтобы сделать предполет, спокойно застегнуть последние пряжки, аккуратно взять в руки свободные концы, в последний раз внимательно оглядеть погодные условия, бросить взгляд вокруг, а уже затем присоединиться к парящим собратьям. Спокойнeе, парапланерист, спокойнeе! Не забывайте о том, что хорошо стартовать - значит хорошо начать полет, как в техническом, так и в моральном плане.

Вход в термик.
Вход в восходящий поток может происходить по разному, и, несмотря на расхожее мнение, зависит не только от скорости восходящего потока, но также и от его наклона по отношению к нашей траектории, и от типа встречи с ним. То есть: по центру, по центру в вираже, только кончиком крыла и т. п. И действительно, можно плавно перейти из -2 в +5, или получить хорошего пинка при переходе из -2 в +2. Мораль: в любой ситуации единственно верным методом входа в термик будет тот, который избегает подскладывания крыла или какой-либо экстремальной конфигурации купола. С одной стороны из соображений безопасности, с другой - чтобы сохранить аэродинамическое качество. Поскольку, если каждый встречный термик заставляет вас тратить по четыре секунды, чтобы привести в порядок все, что находится у вас над головой, вам придется запастись терпением, чтобы хоть раз в жизни коснуться облаков. Аэрология шаг за шагом объясняет поведение профиля в течение этой фазы полета. И способы ограничения нежелательных последствий: среди прочих, неожиданный задний свал. Но на практике все гораздо проще, и происходит гораздо быстрее, чем на бумаге. Действительно, в тот момент, когда крыло входит в вертикальный восходящий поток, т. е. практически перпендикулярно его траектории, угол атаки подскакивает до 90 градусов. И крыло, по идее, должно мгновенно уйти в задний свал. Но поскольку эта переходная фаза очень кратковременна, даже очень резкий вход в термик зачастую имеет весьма ограниченные и контролируемые последствия. Разумеется, при условии, что пилот не усугубит или не позволит усугубить реакцию крыла. И, разумеется, не стоит всецело полагаться на чудесную стабильность нашей маятниковой системы, хотя мы и подвешены в пяти - восьми метрах ниже профиля. Как и подавляющее большинство пилотов, я ни разу не попадал в настоящий свал при нормальном входе в термик, т. е. не держа руки ниже подвески, намотав клеванты на руки, и не выдавливая до упора акселератор на отпущенных триммерах. Но это не мешает применять старый добрый метод, который состоит в том, чтобы пилотировать точно, стремясь ограничить любую реакцию, пытающуюся вынести нас из-под крыла и контролировать возвращение под крыло, то есть раскачку по тангажу. Это, собственно, и называется "удерживать купол". Вообще, при встрече с вертикальным восходящим потоком, первой с ней здоровается передняя кромка. Следовательно, восходящий воздух поднимет ее, изменит ее траекторию и уменьшит скорость относительно земли. При этом купол закидывает назад, что еще усугубляется пилотом, который по инерции вылетает вперед из-под купола. Затем сила притяжения немедленно заявляет свои права на пилота, после чего купол снова появляется у него над головой. Как правило, обогнав его. Это называется "клевок". На этот раз, пилот оказывается сзади своего крыла. Все это совершенно нормально, при условии, что реакции купола находятся под контролем, а, следовательно, ограничены.
Как удержать купол над головой?
Как ни парадоксально это звучит, но именно притормаживанием можно ограничить закидывание купола назад. Чтобы погасить последующий клевок, нужно удерживать клеванты или еще подзатянуть их. Все это происходит очень быстро и повторится раз пятьдесят в течение двухчасового термического полета. Дело обычное! Поначалу ваши жесты окажутся слишком торопливыми, либо наоборот, не будут поспевать за реакцией крыла. Но не беспокойтесь: от такой малости параплан не складывается до размера рюкзака. Если, конечно, вы не решили потренировать дозировку ваших движений в предгрозовом фронте.

В плане эффективности, крыло должно входить в термик без большой раскачки по тангажу. Последите за опытными пилотами: даже в жестких условиях их купола редко когда сильно закидывает назад, а, следовательно, и редко клюют. Так что, весь секрет тут в привычке: нужно налетывать часы, и тогда при входе в термик вам уже не придется задирать голову, чтобы посмотреть: где там крыло? Информация о его движениях будет передаваться вам через клеванты и подвеску, реагировать вы будете автоматически, легкими упреждающими движениями. Исключая, разве что, очень мощные термики, где разница скоростей между периферией и центром иногда заставляет целую вечность удерживать крыло на грани заднего свала, когда вы чувствуете, как купол хочет клюнуть вперед. Это чувство и определяет амплитуду отыгрывающего движения.

Многим из вас все это покажется очевидным, однако, в массовых термических полетах всегда найдутся купола, которых болтает в два раза больше, чем других.

Хотя термический полет по своей сути предполагает наличие ветрового сдвига и турбулентности, нужно стараться максимально ограничить амплитуду раскачки крыла. Не забывая о том, что чем быстрее вам удается стабилизировать купол, тем раньше вы начнете обработку термика.
Еще несколько советов
В термических условиях избегайте летать на высокой скорости, чтобы ограничить амплитуду раскачки по тангажу. Летать слишком медленно тоже не стоит - при закидывании назад риск заднего свала сильно увеличится. Короче говоря, нужно держать свой купол на уровне минимальной скорости снижения, или чуть медленнее. Это вполне логично: ведь наша цель - как можно дольше удержаться в воздухе.

Учтите, что те же реакции крыла и аэродинамические эффекты вы встретите при резком переходе из нисходящего потока в зону стабильного воздуха. То есть, когда варио завывает от сурового -4 или -5 м/с, будьте наготове: выход произойдет, как вход в термик!

Теперь, прежде чем перейти к технике пилотирования, пара советов касательно наших маленьких помощников - вариометра и альтиметра, поскольку, начиная с определенного уровня полета, они дополняют наши ощущения, участвуют в принятии летных решений, помогая определиться, лететь ли нам дальше или оставаться на месте.

Но не огорчайтесь, если эта коробочка-пискушка вам пока не по карману, поскольку если мы и не обладаем встроенным вариометром без батареек, как грифы, у нас есть другие органы чувств, которые стоит развивать в полете, прежде чем вверять тело и душу электронике, которая (отдадим ей должное) становится все более и более полезной. Вы вскоре увидите, что ваши бедра позволяют получать информацию даже быстрее, чем самый лучший инструмент.


Источник: http://fly.kz/chtivo/start2.htm
Категория: Как летать | Добавил: paraglide (09.07.2007) | Автор: paraglide
Просмотров: 1694 | Рейтинг: 4.0/1 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017