Пятница
27.11.2020
10:37

Приветствую Вас Гость
RSS
Главная Регистрация Вход
Форма входа
Логин:
Пароль:
Свежее на форуме

Объявления от paradeal
Сегодня на сайте были:


Календарь новостей
«  Ноябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Реклама
Наш опрос
Оценка сайта
Всего ответов: 413
Поиск
Погода
Друзья сайта
Статистика
 
 
 
 
 
 
Рейтинг каталога сайтов Хмельницкого региона
 
ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНО-АППАРАТНОГО СИМУЛЯТОРА-ТРЕНАЖЕРА ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБРАБОТКИ ТЕРМИЧЕСКИХ ПОТОКОВ
 
1. Благодарности.
Перед тем как приступить к непосредственному описанию тренажера хотим выразить благодарности Председателю Хмельницкой федерации сверхлегких летательных аппаратов, Петрову Сергею Анатольевичу и инструктору парапланерного клуба Гурницкому Сергею Анатольевичу, которые оказали неоценимую помощь в разработке программно-аппаратного тренажера с целью максимального приближения его к реальным условиям полета. Естественно, что всех замечаний при разработке первой версии симулятора мы учесть не смогли, но это и понятно, совершенству нет предела. Задачу, которую мы перед собой ставили – это создание скелета (прототипа) тренажера, который в дальнейшем будет совершенствоваться.
 
2. Назначение.
Программно-аппаратный симулятор-тренажер предназначен для усовершенствования навыков обработки термических потоков. Применяется как при индивидуальном использовании, так и в качестве обучающей системы в парапланерных клубах. Варианты использования тренажера могут варьироваться в зависимости от задач поставленных инструктором клуба, а именно:
- обработка термических потоков только по звуку вариометра;
- обработка термических потоков по карте и по звуку вариометра;
- отработка заданий (полет по маршруту, полет по замкнутому маршруту, выигрыш высоты, полет на дальность и т.п.).
 
3. Состав программно-аппаратного симулятора-тренажера:
- компьютер.
- устройство определения положения клевант параплана.
- соединительный кабель.
- стандартная парапланерная подвесная система.
 
4. Установка программно-аппаратного симулятора-тренажера.
Стандартная парапланерная подвесная система укрепляется в подвешенном состоянии. В верхней части устанавливаются два устройства (рис. 1.) определения положения клевант (по одному на каждую клеванту), соединяются с клевантами и подключаются к компьютеру.
 
5. Структура программной части тренажера.
Программный продукт состоит из двух функциональных частей:
- инициализационный блок;
- полетный блок.
 
5.1. Инициализационный блок.
Внешний вид инициализационного блока представлен на рис. 2.
В левой части экрана расположены:
- установочные данные пилота;
- параметры параплана;
- расположение восходящих (нисходящих) потоков;
- параметры отображения восходящих (нисходящих) потоков.
 
5.1.1. Установочные данные пилота изображены на рис. 3.
В этом блоке инструктором (пилотом) устанавливается сила ветра, начальные координаты пилота, направление его движения.
 
5.1.2. Параметры параплана вводятся в форму, показанной на рис. 3, а также их визуализация в виде графиков. Инструктор (пилот) имеет возможность изменять летные характеристики параплана (поляру скоростей), минимальную (максимальную) скорость полета (км/ч) и коэффициент сопротивления аппарата (текущую скорость параплана) от положения клевант (величины их затягивания). Таким образом, имеется возможность отработки различных задач на куполах с разными летными характеристиками.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 5.1.3. Параметры восходящих и нисходящих потоков задаются в форме, представленной на рис. 4. Каждый поток описывается следующими параметрами:
- центр потока, в метрах (Х, Y в прямоугольной системе координат);
- ширина (W), длинна (H) потока, в метрах;
- сила потока (F), в м/с от -10 м/с до +10 м/с (принято допущение что сила потока с высотой не меняется);
- активность потока (наличие или отсутствие потока при полете).
 
 
 
 
 
 
 
 
 5.2. Полетный блок.
Внешний вид полетного блока изображен на рис. 5.

 
В левой части экрана расположены, рис. 6 (блок № 1):
- индикаторы положения клевант, в %;
- направление полета;
- текущее значение высоты, в м.;
- стилизованное изображение шкалы вариометра.
 
Под блоком № 1 (рис. 7) наведены основные параметры полета:
- абсолютная скорость (относительно поверхности земли), км/ч;
- относительная скорость (относительно воздушной массы), км/ч;
- скорость подъема (снижения), м/с;
- длина пройденного маршрута, км;
- текущее расстояние от места старта (начальных координат пилота) до его текущего положения, км.;
- время полета, сек.
 
 В нижней части полетного блока выводятся текущее значение высоты пилота и график изменения высоты от времени полета, рис. 8.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Следующим элементом полетного блока является визуализация в виде графиков абсолютной и относительной скоростей пилота в зависимости от времени полета, рис. 9.
 
 
 
 
В правом нижнем углу экрана находятся параметры управления звуком, масштабом карты и инертностью параплана (в миллисекундах), рис. 10.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В центральной части полетного блока изображается выбранная пользователем карта местности с возможностью графического вывода термических потоков и траектория полета парапланериста (рис. 11). Данный блок обеспечивает автоматическое центрирование карты по отношению к координатам пилота. Таким образом, решается проблема ручной установки окна визуализации точки полета.
 
 
6. Общие возможности.
При запуске программы автоматически загружаются последние сохраненные параметры:
- параплана;
- термических потоков.
 
Предусмотрена возможность сохранения с последующей загрузкой вышеназванных параметров в файл, что особенно удобно в условиях наличия разнотипного парка куполов. Таким образом, пилот имеет возможность полетать с куполом, который еще находится в стадии разработки, но фирма-производитель представила основные характеристики купола.
 
7. Ограничения и допущения.
В первой версии тренажера принято допущения:
- неизменность силы восходящего (нисходящего) потока от высоты;
- структура потока одинакова по всей высоте;
- направление и сила ветра не меняется по времени и высоте;
- отсутствие нештатных ситуация (кроме свала купола, скорость снижения принята -20 м/с);
 
Ограничения:
- отсутствует возможность управления куполом путем переноса центра тяжести пилота;
- отсутствует возможность входа в В-свал и «сложение ушей»;
- отсутствует возможность использования акселератора.
 
8. Перспективы развития.
В зависимости от усовершенствования программно-аппаратного комплекса предполагается ограничения и допущения приведенные в п. 7. устранить.
Copyright Хмельницький парапланерний клуб © 2020
TR>